РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Урок - мастерская. Встреча с поэзией Фета. 10 класс
Автор: Л.Н. Шкарбутко
Цель: пережить мысли и чувства, вызванные содержанием стихов Фета;
учить анализировать поэтический текс.
Ход мастерской
Индуктор
1. Звучит романс на стихи Фета: «Я тебе ничего не скажу…»
Отобразите, нарисуйте свое настроение, вызванное этими стихами.
2. Сам поэт о поэзии сказал так:
«Лирическое стихотворение подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата».
Выберите и запишите в строчку ключевые слова этого высказывания, например,
стихотворение розовый шипок красота
3. Подберите к этим словам ассоциативный ряд.
4. Допишите высказывание: «Поэзия – это…»
5. Социализация. Чтение в группах.
6. Читаем стихотворение « Шёпот, робкое дыханье …»
-Составьте по 2 вопроса к стихотворению. В парах задайте друг другу вопросы. От группы выберите один самый интересный вопрос, задайте его другой группе.
-Определите особенности мелодики, ритма, рифмы.
-Назовите и запишите чувства лирического героя. Обведите слово, которое будет здесь доминирующим.
Волнение, радость, восхищение, ликование, страх, любовь.
-Попробуем найти в тексте слова, называющие это чувство – Прямо не сказано, только намеки. Для героя любовь – высокое духовное чувство, вершина всего.
-Миниатюра. Смысл концовки стихотворения: «И заря, заря!
7. «Учись у них – у дуба, у березы» 1883 г.
-Прочитаем стихотворение про себя, вслух.
-Найдем отличие в построении данного стихотворения от 1-го. – Да, это глаголы. Выпишите глаголы в той грамматической форме, в которой они употреблены:
учись, застыли, треснула, рвёт, хватает, стоят, молчат, молчи, промчится, переболит. .
-К кому они обращены? – Ко мне, к душе человека.
-Сгруппируйте слова стихотворения по темам:
дуб, береза, зима, учись, слёзы, сердце
кора, метель, листы, ты, жизнь, откровения, душа
холод, весна, ясные дни (внутренний мир человека)
(природа)
-Выпишите строчки, которые вас «зацепили».
8.Прочитайте карточки-помощники. Выпишите в тетрадь высказывания о поэте, которые привлекли ваше внимание.
9.Пользуясь записями в тетради, скажите свое слово о поэте, встреча с которым состоялась в нашей мастерской.
10.Творческая работа по одной из тем:
ü Слово о поэте Фете.
ü Мир поэзии Фета.
ü Встреча с Фетом.
11.Афиширование работ.
12.Рефлексия.
Приложение.
Карточка – помощник 1.
П.И. Чайковский писал : « Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область… это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
Дружинин А.В.: « Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них ест нечто обаятельное, звучащее как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония».
Карточка – помощник 2. Любовь и поэзия.
« Ничто не сближает так, как искусство, вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чутки и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов не нужно,»-писал Фет. Во время военной службы А.Фет познакомился с Марией Лазич, ей было 24 года, ему – 28. Фет увидел в Марии не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека, музыкально и литературно образованного. Мария была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала её.
Жизнь Марии Лазич закончилась трагически: она сгорела. После трагической её кончины к Фету приходит осознание любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать и петь об этой любви – высокими. Прекрасными, удивительными стихами.
Карточка – помощник 3. Своеобразие стихов Фета.
« В лучших своих стихотворениях Фет тонко и чутко передаёт в синтаксических построениях те интонации, которые отражают эмоциональный строй произведения. « Музыкальность» создаётся всем строем стихотворений – интонацией, ритмом, звуковыми повторами. В его поэтической манере, на первый взгляд небрежной, привлекает свежесть, особая живость и неподдельность выражения. Благодаря неопределённости, широте и некоторой зыбкости своего значения слова вызывают самые разнообразные ассоциации…». Маймин Е.А.
Категории модуля
Контакты
МОУ «СОШ № 7 г. Коряжмы»
165651 Арханельская область
г. Коряжма пр. Ленина д. 37
e-mail: school745@mail.ru
Тел./факс 3 – 07 – 79