История. Манипуляция сознанием через школьные учебники
Становление личности происходит под несомненным воздействием школы и, в частности, в связи с характером преподавания в ней гуманитарных дисциплин. Что же касается крупных составляющих образования и воспитания, то среди них (особенно для советского периода отечественной истории) наиболее общим является школьный учебник.
Взгляды на историю существенно менялась, менялся учебник, трансформировались представления молодых людей о прошлом. Таким образом, у разных поколений могли возникнуть отличные друг от друга образы истории: разные события могли выходить на первый план, меняться список героев, общая картина складывалась в каждом случае с некоторыми изменениями.
Ученикам 1960—1980-х гг. врага представляли могущественным, превосходящим по силам. Такой метод обеспечивал беспроигрышный результат: в случае удачного для России исхода военных действий еще раз подчеркивались мужество и героизм наших воинов. При ином исходе те же герои оправдывались.
В качестве примера можно сравнить численность русской армии и армии Карла XII перед Полтавской битвой. О количестве воинов в шведской армии перед баталией в учебнике П.П.Епифанова сведений нет. О численности русской сказано также немного: «Петр I двинул на помощь Полтаве главные силы русской армии — всего до 40 тыс. воинов». Слово «всего» наводит на мысль, что армия Карла XII значительно превосходила русскую. Совершенно иная картина предстает после знакомства с описанием этой битвы в учебниках 1990-х гг.«Шведская армия под Полтавой имела около 30 тыс. человек. Но лишь 14 тыс. солдат были здоровы и боеспособны.»
После подобного сообщения победа в этой баталии уже не предстает столь славной. Здесь намеренно искажены факты в учебниках советского периода
Описание военных действий служило целям воспитания патриотизма, поэтому победы приукрашивались, а поражения — замалчивались. Ярким примером тому может служить несколько значимых для нашей страны битв. Первая из них — Ледовое побоище, удостоенное подробного описания в учебниках всех периодов. Обычно ее результаты сильно преувеличиваются. «Цвет рыцарского войска был уничтожен» (П.П.Епифанов, И.А.Федосов).
Современные учебники
Прежде всего, в глаза бросается отсутствие академической нейтральности в освещении современных событий, которая преподносится как исключительно позитивная стадия исторического развития. Сегодняшнее правительство, судя по текстам учебников, буквально венчает российскую историю, реализуя все проекты, по разным причинам нереализованные раньше. Речь идёт о демократии, гражданском обществе и рыночной экономике.
Ученые пришли к выводу, что практически все страны СНГ пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории. Роль же России и русских преподается ныне на постсоветском пространстве (за исключением Белоруссии и – в меньшей степени – Армении) в сугубо негативном ключе.
Важно не только то, о чем говорится в школьных учебниках. Не менее важно, о чем умалчивается. Кратко можно сказать – обо всем хорошем, что получили народы бывшего СССР от проживания бок о бок с великим русским народом. Если Россия прилагала усилия для социально-экономического развития окраин, инвестировали ресурсы, прокладывали каналы и железные дороги, строили заводы и города, создавали театры и университеты, то в логике проанализированных учебников это лишний раз доказывает, что они эти окраины русифицировали и эксплуатировали в своих целях.
Категории модуля
Контакты
МОУ «СОШ № 7 г. Коряжмы»
165651 Арханельская область
г. Коряжма пр. Ленина д. 37
e-mail: school745@mail.ru
Тел./факс 3 – 07 – 79